Нейропсихология
В чем суть нейропсихологии
Нейропсихология стремится объяснить, как состояние мозга влияет на высшие процессы психики и поведение человека. К высшим процессам психики (или к когнитивным функциям) относятся:
- Мышление;
- Речь
- Память;
- Внимание;
- Восприятие и воображение;
- Обобщение и абстрагирование;
- Синтез и анализ информации.
То есть нейропсихология изучает, как мозг и его здоровье влияют на наши мысли, реакции и выводы о мире вокруг, на слова и манеру речи, а иногда — на решения и поступки.
Ещё один фундаментальный вопрос клинической нейропсихологии: как связаны мозг, разум и поведение и можно ли воздействовать на одно через другое.
Чем занимается врач нейропсихолог?
Проводит диагностику и коррекцию возможных патологий в развитии когнитивных функций. Например, если человек стал часто теряться в пространстве, заметил за собой необычную и рассеянность, которая не объясняется стрессом, начал путать буквы при письме или слова в речи
Нейропсихолог может понадобиться взрослому в следующих случаях:
Проблемы с памятью: Затруднения в запоминании информации, забывчивость или трудности с воспроизведением событий.
Изменения в когнитивных функциях: Сложности с вниманием, концентрацией или решением задач.
Эмоциональные расстройства: Депрессия, тревожность или другие эмоциональные проблемы, которые могут быть связаны с нейропсихологическими факторами.
Травмы головы: Последствия черепно-мозговых травм, включая сотрясения и более серьезные повреждения.
Неврологические заболевания: Состояния, такие как инсульт, болезнь Альцгеймера или другие деменции, требующие оценки когнитивных функций.
Психические расстройства: Оценка и коррекция когнитивных нарушений при шизофрении, биполярном расстройстве и других психических заболеваниях.
Адаптация к изменениям в жизни: Помощь в преодолении стресса и адаптации к новым условиям, таким как утрата работы или смена статуса.
При эпилепсии;
При деменции;
При болезни Паркинсона;
При различных неврологических болезнях и патологиях центральной нервной системы.
Нейропсихолог может понадобиться ребенку или подростку в следующих случаях:
Задержка развития: Если наблюдаются задержки в речевом, моторном или социальном развитии.
Трудности с обучением: Проблемы с чтением, письмом или математикой, которые не объясняются обычными факторами.
Проблемы с вниманием: Симптомы, указывающие на дефицит внимания, гиперактивность или импульсивность.
Эмоциональные расстройства: Частые изменения настроения, тревожность, депрессия или трудности в общении со сверстниками.
Травмы головы: Последствия черепно-мозговых травм, которые могут повлиять на когнитивные и эмоциональные функции.
Неврологические расстройства: Подозрения на аутизм, синдром Туретта или другие неврологические состояния.
Адаптация к изменениям: Трудности в адаптации к новым условиям, таким как смена школы или утрата близкого человека.
Социальные проблемы: Трудности в установлении и поддержании дружеских отношений, агрессивное поведение или замкнутость.
Ещё нейропсихологи работают с теми, у кого диагностированы дислексия и дисграфия, задержки психического и психоречевого развития (ЗПР и ЗПРР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или есть подозрения на что-то из этого.
Задуматься о походе к нейропсихологу с ребенком точно стоит, если отставание от стандартных сроков освоения навыков сильно затянулось или наблюдается сразу в нескольких областях.
Например, если ребёнок в три года не говорит или к году не произносит простых звуков и никак не проявляет мимику.
Нейропсихолог также может понадобиться, если есть проблемы с учёбой. Зачастую их списывают на лень, а любые поведенческие особенности — на недостаток воспитания. Но иногда ребёнку трудно соответствовать усреднённым параметрам поведения и развития из-за особенностей работы мозга, и в этом нет вины самого ребёнка.
Если педагогические приёмы, индивидуальные занятия с репетитором, забота и помощь родителей с уроками не помогают и в самой школе нет триггеров, мешающих обучению (травли, деспотичных учителей), возможно, дело в особом развитии когнитивных функций.
Задача нейропсихолога в таком случае придумать «обходные» пути обучения: найти тот способ усвоения материала, запоминания, письма или анализа, который подойдёт конкретному ребёнку.
В чем разница между психологом и нейропсихологом?