Геронтопсихиатрия

Психические нарушения пожилого возраста

Геронтопсихиатрия

Не решайте в одиночку серьезные проблемы – доверьтесь квалифицированным врачам

В преклонном возрасте происходит процесс угасания жизненных функций, физических и психических сил, необходимых для полноценной жизни.

Поэтому у  пожилых людей гораздо чаще, чем у людей в зрелом возрасте или молодых, выявляются психические заболевания.Иммунитета к психическим расстройствам, к сожалению, не существует.Нельзя с уверенностью сказать, кого коснется эта проблема, а кто ее избежит. Остается только с особым вниманием относиться к своим пожилым родственникам, к себе, знать общие признаки психических расстройств у пожилых людей и вовремя обращаться к медицине

В нашей клинике коллектив врачей специалистов по психическим проблемам занимаются психическими нарушениями в пожилом возрасте:

Инволюционный параноид

• Инволюционный параноид — психоз, который впервые возникает в возрасте инволюции и характеризуется развитием бредовых идей малого размаха или обыденных отношений.

• Клиническая картина психоза представлена стойкими бредовыми идеями на фоне тревожно-подавленного настроения.

• Содержание бреда связано с конкретными событиями жизни больного.

• Обычно это бредовая интерпретация отношений с соседями, родственниками, которые по мнению больного имеют имущественные притязания к нему.

• Больные подозревают, а иногда уверены, что преследователи проникают “под ключ” в их комнату или квартиру, портят и крадут вещи, роются в шкафах, подсыпают яд в пищу и тому подобное.

• Бредовая концепция обычно не распространяется за пределы узких бытовых отношений, поэтому и называется бредом «малого размаха» или «обыденных отношений».

• Возможно развитие бреда в плане идей ревности, чаще у мужчин. Ревнуют к соседям по квартире, по даче, к сослуживцам. Самые обыденные факты интерпретируются по-бредовому. Бредовые идеи ревности сопровождаются активным преследованием “изменника”, возможно агрессивное поведение.

• Бредовые переживания могут сопровождаться галлюцинаторными переживаниями. Это как правило слуховые обманы – шум за стеной, звук шагов, осуждающие и угрожающие разговоры.

Прогноз при своевременно начатом лечении благоприятный.

Деменции позднего возраста.

Термин деменция обозначает приобретенное слабоумие. Деменция характеризуется прогредиентностью, т.е.слабоумие при деменции усиливается и углубляется со временем, при олигофрении слабоумие стабильно. По клиническим проявлениям различают следующие типы деменций:

тотальная деменция – одновременное снижение всех когнитивных функций, профессиональных и бытовых навыков, снижение уровня личности, огрубление личности, утрата критики к своему состоянию ( пример — деменция при прогрессивном параличе, дегенеративных заболеваниях головного мозга).:

лакунарная деменция характеризуется выраженными нарушениями памяти, тогда как другие когнитивные функции могут оставаться относительно сохранными, имеется критика к состоянию, сохраняется ядро личности. ( пример — сосудистые заболевания и сифилис головного мозга).

Причиной развития деменции могут быть черепно-мозговые травмы, инфекции, опухолевый процесс, хронический алкоголизм, наркомании и токсикомании, состояния хронической гипоксии тканей центральной нервной системы и др… Этиология некоторых деменций неизвестна.

В позднем возрасте основными причинами развития деменции являются сосудистые нарушения и дегенеративные (атрофические) процессы в тканях центральной нервной системы. Поэтому выделяют :

-сосудистые деменции (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.);

дегенеративные (атрофические) деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика);

-смешанные деменции.

Деменция при болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера — дегенеративное заболевание центральной нервной системы, которое характеризуется прогрессирующим снижением когнитивных функций, нарушением структуры личности и изменением поведения.

Приоритет изучения сенильной деменции, известной как «болезнь Альцгеймера», принадлежит Алоису Альцгеймеру, профессору неврологии и психиатрии из Франкфурта .

Этиология

Этиология заболевания неизвестна. Наличие факта болезни у родственников увеличивает риск заболеть в 4-5 раз .

Факторами риска болезни Альцгеймера следующие: возраст, наличие в семье случаев болезни Альцгеймера или других деменций позднего возраста, АроЕ4(+) генотип, черепно-мозговая травма, заболевания щитовидной железы в анамнезе, поздний возраст матери при родах и низкий уровень образования .

Клиническая картина.

-наличии синдрома деменции;

-постепенным малозаметным началом и неуклонным прогрессивным развитием когнитивного дефицита;

-признаки когнитивных нарушений должны выявляться вне состояний помрачения сознания:

-нарушения памяти и других когнитивных функций вызывают снижение социальной или профессиональной адаптации больного по сравнению с прежним уровнем;

-расстройства когнитивных функций не вызваны каким-либо другим психическим заболеванием (например, депрессией, шизофренией, умственной отсталостью и др.).

Лечение и профилактика.

Основные направления патогенетической терапии болезни Альцгеймера в настоящее время представлены следующими видами терапии:

1) компенсаторная (заместительная) терапия, направленная на преодоление нейротрансмиттерного дефицита (холинэргического дефицита) в различных нейрональных системах;

2) нейропротективная терапия, способствующая повышению жизнеспособности («выживаемости») нейронов и нейрональной пластичности; 3) вазоактивная терапия;

4) противовоспалительная терапия.

Нейропротективная терапия направлена на сохранение и повышение жизнеспособности (выживаемости) нейронов. Такими свойствами обладают ноотропы, антиоксиданты и препараты, обладающие нейротрофическими свойствами.

Профилактические мероприятия при болезни Альцгеймера носят общий характер. Более существенной является проблема ранней и правильной диагностики этого заболеваний, так как своевременное назначение терапии позволяет замедлить процесс когнитивного снижения и улучшить качество жизни пациента.

Деменция при болезни Пика

Клиническая характеристика заболевания была дана А. Пиком в 1892 г, как деменции с афазией, развившейся в результате прогрессирующей локальной атрофии мозга.

Болезнь Пика встречается в 50 раз реже, чем болезнь Альцгеймера.

Средний возраст больных к началу заболевания, так же как и при болезни Альцгеймера, равен приблизительно 55—56 годам.

Диагноз заболевания ставится на основании обязательного наличия общих критериев деменции и следующих признаков:

•медленное начало с прогрессирующим нарастанием когнитивного дефицита.

•преобладание лобных симптомов, определяемых наличием по меньшей мере двух из следующих признаков :

– эмоциональное уплощение,

– огрубление социального поведения,

– расторможенность,

– апатия или беспокойство

– афазия;

–относительная сохранность памяти на начальных этапах.

В отличии от болезни Альцгеймера при болезни Пика отчетливо преобладают на ранних этапах заболевания личностные изменения, а «инструментальные» функции интеллекта (запоминание, репродуктивная память, внимание, ориентировка и т. п.) нарушаются значительно меньше.

Изменения личности на начальной стадии заболевания зависят от локализации атрофического процесса.

При поражении полюса лобных долей нарастает бездеятельность, вялость, безразличие, побуждения снижаются до аспонтанности, эмоции притупляются, обедняется речевая и резко падает двигательная активность.

При локализации атрофии в орбитальной (базальной коре) развивается псевдопаралитический синдром, постепенно утрачивается чувство дистанции, такта, снижаются нравственные установки, проявляется расторможенность низших влечений. При атрофии височных долей и лобно-височных областей возникают стереотипии речи, поступков и движений, возникает амнестическая и сенсорная афазии, понимание речи сохраняется только при повторении.

При болезни Пика в большей степени выражена неврологическая симптоматика, чем при болезни Альцгеймера.

СКРИНИНГ СТАРЧЕСКОЙ АСТЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПРОСНИКА

Данный опросник используется для  скрининга старческой астении.

Заполнять опросник может сам пациент

Вариант ответа

1 Похудели ли вы на 5 кг и более за последние 6 месяцев? Да/нет

2 Испытываете ли вы какие-либо ограничения в повседневной жизни из-за снижения зрения или слуха? Да/нет

3 Были ли у вас в течение последнего года травмы, связанные с падением, или падения без травм? Да/нет

4 Чувствуете ли вы себя подавленным, грустным или встревоженным на протяжении последних недель? Да/нет

5 Есть ли у вас проблемы с памятью, пониманием, ориентацией или способностью планировать? Да/нет

6 Страдаете ли вы недержанием мочи? Да/нет

7 Испытываете ли вы трудности в перемещении по дому или на улице (ходьба до 100 метров или подъем на 1 лестничный пролет)? Да/нет

Интерпретация результатов:

При ответах на  вопросы анкеты за  каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. В случае, если пациент набрал:

• 5 и более баллов — старческая астения высоко вероятна и показана консультация гериатра с проведением комплексной гериатрической оценки и составлением индивидуального плана ведения пациента;

• 3—4 балла — умеренная вероятность старческой астении, целесообразно выполнение краткой батареи тестов физического функционирования и  теста Мини-Ког в  условиях гериатрического кабинета;

• 0—2 балла — наличие у пациента синдрома старческой астении маловероятно