Душевный прорыв: почему психотерапевты становятся всё популярнее

Психические расстройства редко проявляются ни с того ни с сего, как правило, симптомы постепенно становятся всё сильнее. Насторожить должно следующее:

• Изменился характер. Человек становится замкнутым, теряет интерес к делам, не общается с людьми, которые раньше были важны.
  • Уходит вера в свои силы, причём настолько, что даже начинать что-то не хочется, потому что уверен в провале.
  • Постоянно ощущается усталость, хочется либо спать, либо ничего не делать.
  • Нежелание двигаться настолько сильное, что даже простые действия (принять душ, выбросить мусор) превращаются в задачу на день.
  • Появляются непонятные ощущения в теле. Не боль, а просто что-то совершенно неописуемое или очень странное.
  • Настроение быстро меняется без видимых причин от бурной радости до полного уныния.
  • Появляются неожиданные эмоциональные реакции: слёзы при просмотре комедии, уныние в ответ на «Привет, как дела?».
  • Часто присутствуют агрессия и раздражительность.
  • Нарушается сон: приходит бессонница или постоянная сонливость.
  • Накатывают панические атаки.
  • Меняется пищевое поведение: заметно систематическое переедание или отказ от еды.
  • Трудно сосредоточиться, учиться, заниматься делом.
  • Появились или участились навязчивые повторяющиеся действия, привычки.
  • Хочется навредить себе (или заметно, что человек себя ранит: на теле мелкие ожоги, царапины, порезы).
  • Появляются мысли о суициде.
  • Психотерапевт нужен и для реабилитации больных с серьёзными заболеваниями.

Это не все примерные симптомы, которые сигнализируют о сложностях в работе психики.

Главный критерий: если что-то мешает вам жить и каждый день напоминает о себе, сходите к доктору.

Если у вас плохое настроение из-за мерзкой погоды, если вы получили плохую оценку, вас уволили или вы поссорились с любимым человеком, психотерапевт не нужен.

Это всё решается несколькими днями отдыха, той самой беседой с близкими и чашкой горячего шоколада или просмотром футбольного матча.

Если вы пережили сильный стресс, горе, не можете решить конфликт, который долго тянется, и вам очень нужно разобраться в своих ощущениях, чтобы понять, что же делать дальше, то вам к психологу.

Впрочем, если вы боитесь, что все эти ситуации плохо повлияют на жизнь, и решите обратиться к психотерапевту, хуже не будет. Доктор поможет сам или направит к тому же психологу (или к психиатру, если окажется, что ваше заболевание серьёзнее, чем предполагалось).

Что делать перед тем, как пойти к психотерапевту:

Многие симптомы, которые сигнализируют о ментальных расстройствах, не всегда появляются из-за сбоев в психике. Общая слабость, хроническая усталость, раздражительность, бессонница и подавленность могут появиться при обычных заболеваниях, с ментальным здоровьем никак не связанных. Поэтому перед тем, как посещать психотерапевта, нужно удостовериться, что вы здоровы физически.

Как проверить своё здоровье, когда ничего не болит, но в целом что-то не так:

• Обратиться к терапевту и сдать основные анализы.
  • Пройти обязательные обследования.
  • Посетить эндокринолога. Многие симптомы психических заболеваний связаны с нарушениями эндокринной системы.

Но не увлекайтесь. Многие больные годами ищут причину внезапных приступов бешеного сердцебиения или страдают от бессонницы, прежде чем признают, что в этом виновата психика.